Зубчато-реечная передача - частный случай зубчатой передачи, широко используемой в станках и механизмах для передачи вращательного движения и преобразования угловых скоростей и крутящего момента.
Зубчато-реечная передача как элемент трансмиссии служит для преобразования вращательного движения (например, вала мотор-редуктора) в поступательное, реже наоборот.
Зубчатые передачи выполняются с прямыми зубьями для работ на малых и средних скоростях, с косыми зубьями для использования на средних и высоких скоростях или когда требуется повышенная точность перемещения; с шевронными зубьями для передачи больших моментов в тяжёлых машинах, с круговыми зубьями в конических передачах.
Передачи зубчатая рейка - шестерня получили широкое распространение в машиностроении благодаря удачному сочетанию нагрузочных, динамических и точностных характеристик. Они отличаются надежностью, простотой конструкции и удобством монтажа.
Зубчатые рейки и шестерни
Наша компания предлагает, как готовые комплексные решения на базе зубчатых передач, так и изготовление узлов и компонентов - прямозубые и высокоточные косозубые зубчатые рейки, шестерни, монтажные элементы, системы подачи смазки.
Предлагаем зубчатые передачи с модульным или метрическим шагом (величина шага от 0,5 до 25 мм) и с классом точности от 5 до 12.
В качестве дополнительных элементов трансмиссии вместе с передачами рейка-шестерня могут использоваться пары конических шестерней, шнеки и червячные колеса.
Компоненты зубчатых передач изготовлены из высококачественной инструментальной стали. Возможные варианты исполнения: закаленная сталь, нержавеющая сталь, полиамид (для высокоскоростных перемещений без нагрузки). В процессе изготовления металлические детали передач могут подвергаться специальной термической или химико-термической обработке (ионной азотации).
Все поставляемые компоненты отличает традиционно высокий уровень исполнения. Прецизионные шлифованные пары рейка-шестерня подбираются индивидуально и проходят индивидуальную подгонку. Высокоточные конические шестерни со спиральными (паллоидными) зубьями проходят несколько этапов шлифовки и финишной притирки. Для достижения необходимой точности отдельные элементы систем собираются вручную. Дополнительным признаком качества исполнения может служить крайне низкая шумность работы передач.
Модульная и метрическая классификация зубчатых передач
Основной размерный параметр зубчато-реечной передачи - расстояние (шаг) между зубьями рейки.
Шаг рейки может рассчитываться по метрической или по модульной системе.
В модульной системе расстояние между зубьями рейки рассчитывается по формуле: m = D/z, где m - модуль пары рейка-шестерня, D - делительный диаметр шестерни (диаметр окружности, проходящей через полувысоту зуба шестерни; для некорригированных зацеплений начальные и делительные окружности совпадают), z - количество зубьев шестерни.
Поскольку значение модуля дробное и представляет собой бесконечную десятичную дробь, для расчетов применяют его округленное значение. В передачах рейка-шестерня используют общепринятые значения модуля в пределах от 0,5 до 25 мм.
Метрическая система применяется в случаях, когда по технологии производства передачи зубчатое колесо подбирается под рейку, а модульная - наоборот, когда зубчатая рейка подбирается под шестерню. Модульная система, соответственно, используется преимущественно в производстве комплектных приводов (серийный мотор-редуктор, шестерня, рейка), а метрическая - для решений в области модернизации или построения нестандартных машин и механизмов.
Классы точности зубчато-реечной передачи
Класс точности |
Накопленная погрешность на длине 1м, мм |
5 | 0,023 |
6 | 0,033-0,040 |
7 | 0,06-0,08 |
8 | 0,070-0,095 |
9 | 0,07-0,10 |
10 | 0,22 |
Алгоритм подбора зубчатой передачи
Для правильного определения типа и размера передачи необходимо знать следующие параметры:
На постоянной основе закупаем на склад нашего предприятия:
- штамповки (заготовки) колёс крановых,
-заготовки крюков грузовых,
-металл прокатный, штампованный, кованный...